Словарь театрализованная деятельность. Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

Артемьева И. В.

методист МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим нормам и ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – это и важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Нам, взрослым, надо понять: чтение для дошкольника – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир и человека. Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.

Чтение художественной литературы – одна из форм совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. Эта деятельность не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно или перейти в их свободную деятельность, так как они не умеют свободно читать и зависят от взрослого.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать круг детского чтения, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребёнком о прочитанном, быть искренним в выражении своих чувств.

Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы обладает театрализованная деятельность. Она поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

На основе работ Антипиной Е. А. и Чуриловой Э. Г. можно выделить несколько этапов по приобщению дошкольников к театрализованной деятельности.

Первый этап работы связан с выбором произведения художественной литературы. Далее педагог читает произведение детям и проводит беседу по его содержанию, обращая внимание на мелкие детали.

Второй этап включает: деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.

На третьем этапе ведётся работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, затем привлекаются все остальные. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев.

На четвёртом этапе детей знакомят с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку. Затем они двигаются, превращаясь вкакой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. На этом этапе уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Шестой этап связан с работой над ролью. Ребёнок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Ни в коем случае нельзя навязывать дошкольникам логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Лучше подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев произведения. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнёрами, умения слышать и слушать друг друга и, соответственно, менять своё поведение. Работая над выразительностью и чёткостью речи, надо выявлять речевые характеристики героев произведения. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем.

На седьмом этапе проводится репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа. Педагог совместно с детьми старается указать на основные промахи и недостатки в спектакле. Но, в то же время, педагог старается похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям (Э. Г. Чурилова).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством. Постоянное общение с книгой активно развивает читательский интерес, а также творческие способности и наклонности, которые успешно под руководством и с помощью педагога реализуются в ролевых играх, по сюжетам литературных произведений, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов.

Мы должны понимать, что заботясь о воспитании читательского интереса, мы заботимся об интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале нашей страны, о её культурном, творческом развитии, экономическом и политическом благополучии, национальной безопасности.

Список литературы

1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. – № 4. – С. 24 – 26.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва, 2003.

3. Балакирева, Т.Эмоции и дети // Дошкольное воспитание, 2005. – № 1. – С. 65 – 68.

4. Горшкова, Е. В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. – Москва: Дрофа, 2007. – 79 с.

5. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок. – Москва: ACT Астрель, 2005. – 294 с.

6. Клименкова, О.Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002. – № 4. – С. 7 – 19.

7. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

8. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород:НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

9. Петрова, Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. – № 4. – С. 32 – 39.

10. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – Москва: АРКТИ, 2004.

11. Чистякова, М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

12. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – Москва:Владос, 2001.

1. Эти идеи и послужили толчком к использованию театрализованных игр для развития речи детей. В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. В процессе театрализованной деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, можно показать по-разному. В театрализованных играх я поощряю желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. Так, на занятиях по художественной литературе дети с удовольствием участвуют в драматизации таких сказок как «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие. Разыгрывают сказки с театральными куклами. Это позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество. Также предлагаю сочинять небольшие сказки, песенки. Большинство детей довольно легко справляются с заданием. Постепенно в действие ввожу шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. Так, на занятиях по грамоте с помощью театрализованных игр учу детей правильному произношению звуков.Итак, с уверенностью могу сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.

2. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие.

3. Анализируя свою работу, могу сказать, что театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, развила интерес к литературе, а также активизировала словарь, совершенствовалась связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность. А самое главное, благодаря именно театрализованным играм, дети стали более раскрепощенными.

1. Развитие словарного запаса в онтогенезе

Лексику современного русского языка можно рассматривать с точки зрения ее происхождения, социально-диалектного состава, активного и пассивного запаса, экспрессивно-стилистической и т.д.

Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова дают определение импрессивной и экспрессивной речи. По мнению авторов импрессивная речь - понимание устной и письменной речи. В психологическую структуру импрессивной речи входят несколько этапов:

Первичное восприятие речевого сообщения;

Декодирование сообщения;

Соотношение сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного или письменного сообщения.

Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Начинается экспрессивная речь с мотива и замысла высказывания, далее следует стадия внутренней речи и заканчивается развернутым речевым высказыванием .

Д.Э. Розенталь и М. А. Теленкова раскрывают определение пассивного словаря, как слова понятные, знакомые, но не употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Активный словарь, как отмечают Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова, это слова, которые активно использует говорящий на данном языке. Слова не только понимает, но и употребляет .

Выделяют словари: номинативный имена существительные), атрибутивный (имена прилагательные) и предикативный (глаголы).

Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова дают основные определения:

Номинатив – это (лат. casus nominativus) - тo же, что именительный падеж; служащий для называния, обозначения;

Атрибутивная лексика – это слова языка, которые выполняют определительную функцию. Например, прилагательное: красивый цветок;

Предикат – это 1. Логическое сказуемое - то, что в суждении высказывается о его субъекте. 2. То же, что грамматическое сказуемое .

Номинативная функция слова - назначение слова служить наименованием предмета. Номинативное значение слова то же, что предметно-логическое значение слова.

Предикатов (категория состояния, безлично-предикативные слова, cлова состояния, предикативные слова, предикативные наречия)- слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого (предиката) безличного предложения .

Таким образом, понятия словаря рассматриваются как в филологической литературе, так и в психолингвистической литературе.

В развитии лексики исследователями выделяются количественная и качественная стороны этого процесса.

К 5 годам дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка. Употребляя лексико-грамматические категории, усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, предложные конструкции. Свободно пользуются согласованием числительных и существительных .

Качественный состав словарного запаса на 4 – 8 году жизни пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту; части тела; некоторые цвета и т.д.

Дети 4 - 5 лет не умеют дополнять и поправлять ответы товарищей, правильно формулировать вопросы. Большинство рассказов детей в этом возрасте копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; наблюдается формальная связь предложений внутри рассказа (словами еще, потом) .

На 5 году активно используют названия предметов, входящие в тематические циклы. На 6 году жизни могут использовать качества и свойства, дифференцированные по степени выраженности. На 7 году – проявляется умение подбирать антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, могут образовывать сложные слова, подбирать родственные слова .

В литературе можно увидеть разное отношение к абсолютному составу словаря и его приросту.

В.Штерн , в свое время приводил такие средние цифры для словаря детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к 1,5 годам у ребенка уже присутствует около 100 слов, к двум годам их становится 300-400, к трём годам насчитывается 1000-1100, к четырём годам – 1600, к 5 годам словарь расширяется до 2200 слов.

А.В. Захарова обращает наше внимание на соотнесение частей речи в словаре ребенка 6-ти лет: имя существительное является самой распространённой частью речи - 42,3%, глаголов - 30%, наречие встречается реже - 10,3%, имён прилагательных только 8,4%, частиц - 3,9%, местоимений - 2,4%, числительных - 1,2%, союзов - 0,3%.

А.Н. Гвоздев в своих исследованиях приводит словарь четырехлетнего ребенка. У ребёнка данного возраста насчитывается 50,2% имён существительных, глаголов - 27,4%, прилагательных - 11,8%, наблюдается 5,8% наречий, числительных - 1,9%, союзов - 1,2%, предлогов - 0,9% столько же междометий и частиц.

В процессе развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей.

Таким образом, отделение речи от непосредственного практического опыта происходит именно в дошкольном возрасте. Главная особенность – это возникновение планирующей функции речи. Этот период имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка. Неправильное или недостаточное воспитание в этом возрасте в дальнейшем может привести к педагогической запущенности; речь такого ребенка будет сильно отставать в развитии по сравнению с речью его сверстника, воспитывающегося в нормальных условиях. Поэтому на развитие речи ребенка надо обратить самое серьезное внимание уже в этот период. Именно на этом этапе возникают и развиваются все основные способности ребенка, на которых строится в дальнейшем его речь: потребность в общении, артикуляция, внимание к речи, подражание звукам и словам, память на слова, произвольность их произнесения, фонематический слух.

Для нас наиболее существенно при анализе исследований по проблеме формирования словарного запаса у детей рассмотрение роста объема словаря, возрастные динамические изменения системы значений слов, уровень осознания ребенком речевой действительности.

1.1. Театрализованная игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игра - один из частных видов игровой деятельности детей, который, в свою очередь, является ведущим среди всех видов деятельности дошкольников. Большинство ученых, изучавших проблемы развития и обучения детей, дают различные определения игры и по-разному классифицируют ее виды. Мы будем ориентироваться на определение игры, данное Д.Б. Элькониным. Он пишет об игре как о деятельности, «в которой воссоздаются социальные отношения между людьми...» .

Все исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-ролевую игру (в определении Д.Б. Эльконина), которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех существенных сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» .

Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых отмечают особую роль театрализованных игр. Театрализованная игра - необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, сказка доставляет радость и удивление - истоки творчества .

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Например, Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию , Е.Л. Трусова употребляет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация» .

Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству, и часто называют их «творческими» .

Обобщив литературные данные, мы считаем театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.).

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами . Принимая во внимание, что исследователи выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную, - мы считаем, что театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной .

Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем в театрализованных играх роль, привлекательная для ребенка, требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества. В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами .

Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

Игровое действие в театрализованных играх может носить разный характер. Так, в режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху» .

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления.

От общего рассмотрения театрализованной игры перейдем к анализу и классификации ее форм.

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета . Мы ориентируемся на две основные группы театрализованных игр - режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским играм отнесены настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Они объединены по принципу «ребенок - недействующее лицо», он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима-ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который при этом может использовать пальчиковые куклы и куклы-бибабо, что согласуется с определением: «драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей» . Поскольку ребенок играет сам, то использует все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.

Таким образом, игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры . Важная особенность этих игр состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, он сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова и его последователей, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста .

Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, то следует отметить выделенное Д.Б. Элькониным различие сюжета и содержания игры. Сюжет - это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Театрализованная игра широко используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы . В этом случае процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» - это привычная обстановка двустороннего эмоционального контакта с рассказчиком. В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные технические средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать.

Театрализованная игра широко используется на традиционных занятиях по ознакомлению с художественными произведениями как вспомогательное средство для решения программных задач: закрепления знания литературного произведения, развития диалогической и монологической связной речи, общения .

В работу по театрализации последовательно включается значительное количество художественных произведений. Как правило, одно литературное произведение (стихотворение, сказка) предполагает проведение трех занятий.

Первое занятие начинается с небольшой вступительной беседы, вводящей детей в сказочную атмосферу или в ту сферу действительности, которая освещается в произведении. Эта часть включает игровые моменты, рассматривание картины или обложки книги. Вторая часть занятия посвящается знакомству с произведением. Педагог пересказывает его, наблюдает за реакцией детей, усиливает эмоциональные моменты, изменяет текст для облегчения понимания содержания, мотивов поступков героев. Затем следует краткий разбор произведения: ответы на вопросы по фабуле произведения, словарная работа. Повторное чтение произведения сопровождается театрализацией с помощью театра на фланелеграфе, настольного театра, бибабо, пальчиковых кукол, комментированным рисованием педагога. В зависимости от объема произведения (короткое стихотворение или длинная сказка) можно повторить рассказ на следующем, втором занятии, во время которого педагог побуждает детей в соответствии с индивидуальными возможностями воспроизвести сюжет сказки по вопросам, причем анализируются не только конкретные события сказки, но и нравственное ее содержание. На третьем занятии вопросы по сказке задаются для уточнения ее содержания ихода рассказывания. Педагог пользуется различными формами моделирования ситуации: последовательными картинами (план сказки), конструктивными приемами (составление отдельных деталей - частей декораций из объемного конструктора, плоскостного материала), всеми видами театра. В работе с детьми старшего дошкольного возраста применяются символическое моделирование, элементы приемов мнемотехники.

Театрализованные игры используются при обучении дошкольников рассказыванию по картине .

Театрализованная игра широко используется на традиционных занятиях по ознакомлению с художественными произведениями как вспомогательное средство для решения программных задач: закрепления знания литературного произведения, развития диалогической и монологической связной речи, общения.

Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость включения театрализованных игр в систему работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

:

Театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети .

Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями из расчета 1 раз в неделю по 30 – 35 минут.

Процесс театральных занятий строился на основе развивающих методик и представлял собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Список произведений, используемых для театрализации, приводится в Приложении.

При проведении занятий ставились следующие задачи:

Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Заключение

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию словаря – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Методика констатирующего эксперимента носила системный характер и была направлена на выявление особенностей индивидуального лексикона у дошкольников. Проведенное исследование свидетельствует об определенном развитии словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

На основе качественного анализа результатов исследования было выделено три степени лексического развития дошкольников. С данными группами детей должна быть организована коррекционная работа.

Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие:

Педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

Театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.

В отборе лексического материала мы исходили из следующих позиций:

1. Доступность предъявляемых слов, как в фонематическом, так и в произносительном плане;

2. Простота слогового состава, как по структуре, так и количеству слогов, входящих в состав слов;

3. Частотность слов в речи.

Таким образом, коррекционные занятия с использованием театрализованных игр позволяют обогатить словарный запас детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

    Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 172 с.

    Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М., 2007. – 256 с.

    Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М., 1992

    Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2

    Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4

    Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации/ Сост. Е.Л. Трусова – Киев, 1991

    Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Дошкольное воспитание. 1999. №12. - С. 17-22

    Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М., 2002. 156 с.

    Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.. - М., 2001. – 128 с.

    Реуцкая Н.А., Крылова Е. Н., Мефодьева С. А. Театрализованные игры в детском саду как средство оптимизации личностного развития // Образование в современной школе. – 2007. – № 8. – С. 9–28

    Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – М., 2010. – 176 с.

    Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М., 2002. – 208 с.

    Стрелкова Л. П. Уроки сказки – М., 1989. – 124 с.

    Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск:, 2002. – 69 с.

    Фурмина Л.С., Осокина Т.П., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения детей на воздухе. - М., 2004. - 190 с

    Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание, 2011.- №7

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом

Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения

Актёр – исполнитель ролей в театральных представлениях

Амплуа – специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования

Амфитеатр – места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом

Антракт – перерыв между действиями спектакля

Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля

Афиша – объявление о представлении

Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером, амфитеатром и бенуаром

Бенефис – спектакль в честь одного из его участников

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение)

Водевиль – комическая пьеса на лёгкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли

Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия

Диалог – разговор между двумя или несколькими актёрами

Драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли

Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены

Звонок . Их в театре бывает три. Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшимся — поторопиться. Третий звонок дают с началом представления. Входить в зал после третьего звонка неприлично, в некоторых театрах после него совсем не пускают в зал.

Комедия – спектакль с весёлым, смешным сюжетом

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам

Ложа – группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами; располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах

Мелодрама – драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла

Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент действия

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица

Монолог – речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога

Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены

Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом

Парик – накладные волосы

Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены

Рампа – невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены, а также — театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу

Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля

Реквизит – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени

Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями)

Реплика – фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица

Роль – художественный образ, создаваемый актёром

Софиты – ряд ламп для освещения сцены спереди, сверху

Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев

Труппа – коллектив актёров театра

Фарс – театральная постановка лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами

Фойе – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта

Ярус – идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В игре ребенок реализует себя как личность, способную на создание своего видения мира, и это является наиболее доступным для ребенка и интересным для него способом выражения знаний и эмоций и чувств. Об этом пишут многие из ученых, изучавших эту проблему: А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.. Театрализованная игра, как один из видов игры, является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка .

Существуют различные виды игр, одни из них развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр и является театрализованная игра.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, где каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурами. Театрализованные игры пользуются у дошкольников неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют из просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию . Е.Л.Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.). Многие ученые все же дают определение театрализованным играм.

По мнению О.А. Карабановой, игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры». В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания.

Как считает И.Г. Вечканова, театрализованная игра - деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами. И.Г. Вечканова также отмечает, что театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества .

Исследователи (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

В понимании М.Д. Маханевой театрализованные игры - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы .

В толковом словаре С.И. Ожегова театрализованная игра или игра-драматизация трактуется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы в качестве рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене».

Театрализованную игру как «предэстетическую» деятельность, одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей определяет А.Н. Леонтьев .

Театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему или сюжет различает Т.А. Куликова . Она разделила театрализованные игры на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм детском саду Т.А. Куликова относит настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок не является действующим лицом, он изображает персонажа интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

Различные иды театрализованных игр выделяет Л.В. Артемова, отличающихся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности :

Игры-драматизации. В них дети представляют спектакль сами, каждый ребенок выполняет свою роль. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства (например, маска). Создать образ ребенок должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Пальчиковый театр. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.

Театр петрушек (куклы би-ба-бо). В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев кисти руки. Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме.

Театр марионеток. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревки, закрепленные на планках.

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. В этих играх дети используют плоскостные фигурки или картинки. На фланелеграфе или экране дети показывают сказку, рассказ. Все картинки - персонажи и декорации, необходимо сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Желательно использовать элементы декорации: 2-3 дерева, лужайку, ручеек.

К стендовым театрализованным играм Л.В. Артемова относит :

Стенд - книжка. Автор отмечает, что динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепить ее нужно на нижней части доски. По ходу игры ведущий переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, встречи, события, которые происходят в игре.

Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Теневой театр. Для которого, как считает Л.В. Артемова, необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черты плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук .

Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др. выделяют как характерную особенность театрализованных игр литературную или фольклорную основу их содержания и наличие зрителей . Эти исследователи также разделяют театрализованные игры на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. По словам А.Н. Леонтьева, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством . Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Развитие и становление становления художественной деятельности раскрыт Н.А. Ветлугиной . С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов:

Восприятия

Исполнения

Творчества

Таким образом, театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, до эстетического совершенствования культуры. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях эстетического воспитания личности.

Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет Щеткин Анатолий Васильевич

Приложение 3 Словарь театральных терминов

Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер – деятельный, действующий (акт – действие) участник игры.

Амфитеатр – места для зрителей, расположенные за портером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей.

Афиша – объявление о представлении.

Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация – украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма – сочинение для сцены.

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Занавес – полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала.

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Опера – музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта – веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.

Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик – накладные волосы.

Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр – место для зрелищ.

Штанкет – металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Из книги Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей автора Латта Найджел

Из книги Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Приложение «Мой любимый дождик» «Ласковое солнышко» «У ежа иголки» «Огромный кит» «Падающий снег» «Окно для петушка» «Погремушка» «Праздничный салют» «Волны» «Клубки ниток» «Осьминог» «Колеса поезда» «Весенняя капель» «Нос для

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Из книги Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках автора Новиковская Ольга Андреевна

Учимся говорить грамотно и красиво (расширяем словарь и формируем грамматические навыки) Речь человека может быть понятной и приятной окружающим лишь в том случае, если она грамотна и лексически разнообразна. Вот почему взрослым необходимо следить за тем, чтобы их речь

Из книги В чем нуждается ваш ребенок автора Дрешер Джон М.

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Разъяснение терминов Мотивация бывает двух типов: экстринсивная (extrinsic) и интринсивная (intrinsic). Первая предполагает, что цель работы – одобрение, награда или избежание наказания. Мотивирующая сила находится вне человека. Второй тип характерен для тех ситуаций, когда люди

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Краткий словарь терминов Гипогликемия – снижение уровня сахара в крови.Гипоксия – кислородное голодание.ГКС – гиперкинетический синдром.Глютамин (глиадилин, глютен) – белок, содержащийся в клейковине зерна.Дизартрия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве

Из книги Цветы и плоды нашей жизни автора Автор неизвестен

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Русские. История, культура, традиции автора Манышев Сергей Борисович

Словарь основных понятий АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio – ускорение) – естественное ускорение созревания и увеличение размеров тела у детей и подростков; в педагогике и психологии – искусственная стимуляция отдельных сторон психического развития путем сверхраннего

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Право на лень автора Лафарг Поль

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Приложение Наши моралисты - очень скромные люди; хотя они и придумали догму труда, однако они все еще сомневаются в его способности успокаивать душу, возвышать ум и помогать правильным отправлениям почек и других органов человеческого организма; они хотели сначала

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Приложение Колыбельные Байки-побайки, Прискакали зайки. Стали в скрипочку играть И сыночка забавлять. Стали люльку качать. Стал сыночек засыпать. Ай, люли, люли, люли, Спи, сыночек мой, усни. Скоро ноченька пройдет. Солнце красное взойдет, Росы свежие падут, В поле

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Словарь терминов стр. 25 Депривация (в буквальном переводе означает «лишение», «лишенность») – термин, ставший широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в эмоциональном,

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: