Старейшая актриса россии. Зоя булгакова биография, от чего умерла, фото актрисы Печатается по книге

, Российская империя

Профессия: Годы активности: Амплуа: Театр: Награды:

Зо́я Фёдоровна Булга́кова (род. 1915) - советская театральная актриса , заслуженная артистка РСФСР (1945) .

Биография

Творчество

Напишите отзыв о статье "Булгакова, Зоя Фёдоровна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Булгакова, Зоя Фёдоровна

И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.

Самый почтенный подросток
В возрасте 102 лет скончалась старейшая актриса России Зоя Булгакова

На 103-м году жизни скончалась старейшая актриса России, заслуженная артистка РСФСР Зоя Булгакова , сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу молодежного театра «Глобус». Прощание с актрисой состоится 6 февраля 2017 года в новосибирском Доме актера. Ещё 100-летние


Зоя Булгакова в роли Красной Шапочки


Зоя Фёдоровна Булгакова родилась 24 декабря 1914 года. В театре «Глобус» (ранее ТЮЗ) она играла с 1930 года. Актрису приглашали в Москву, где она исполнила роль Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев». Автору пьесы Самуилу Маршаку настолько понравилась игра Булгаковой, что он специально для нее дописал текст в роли. Однако артистка не захотела остаться в Москве. В 55 лет Булгакова ушла из театра. По словам актрисы, она не хотела обманывать зрителя и предпочитала остаться ребенком в памяти детей. Биография Зои Булгаковой и время, в которой пришлось жить этому старейшему ветерану сцены, не исчерпывается, но наглядно описывается двумя строчками официальной биографии: «В 1930 году была принята в Новосибирский ТЮЗ в качестве актрисы амплуа травести. В 1942 году вступила в ВКП(б)».

Но все по порядку.


2. Зоя Булгакова в молодости


В 1930 году юная 15-летняя Зоя Булгакова пришла в только что открывшийся новосибирский Театр юного зрителя, чтобы заниматься в его студии, после окончания которой она вошла в труппу театра. Ей досталось амплуа травести: в силу своей внешности она легко играла детей, причем как мальчиков, так и девочек. На сайте театра (с 1993 года он носит название «Глобус») отмечается, что Булгакова стала одной из первых создательниц детских образов на советской сцене - причем традиционно такие образы часто доставались взрослым актрисам, как, например, 38-летней Янине Жеймо, сыгравшей Золушку в одноименном фильме 1947 года.

- Булгакова занималась тем же самым с начала 30-х - и до ухода со сцены в 60-е.

Она играла в спектаклях новосибирского ТЮЗа, таких как «Конек-горбунок», «Синяя птица» Метерлинка (1936), «Красная Шапочка» (1937), «Кот в сапогах» Перро (1938), «Снежная королева» (1939). В «Снежной королеве» актриса была Гердой - в свои 25 лет она играла роль маленькой девочки. Через семь лет ей - уже заслуженной актрисе республики, прошедшей войну - досталась роль маленькой Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев» - и вместе с другими членами труппы она будет выдвинута на Сталинскую премию.


3.


- Всего в ее творческой биографии более 80 ролей, сыгранных на сцене новосибирского ТЮЗа.

Причем практически все она играла именно как травести - ее единственной взрослой ролью была Снегурочка в спектакле по одноименной пьесе Островского.


4.


Даже после ухода со сцены она с актерской профессией не рассталась - учила молодежь, участвовала в творческих вечерах (в том числе и своих собственных), давала интервью, в которых уверяла, что роли мальчиков ей удавались лучше, чем девочек. В 1999 году мэрия Новосибирска наградила актрису дипломом - за большой вклад в театральное искусство, а через два года ее имя было внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области.



5.


Булгакова в одном из своих многочисленных интервью рассказывала о забавном случае, произошедшем в незабавных обстоятельствах: во время войны в госпитале Анжеро-Судженска один из эвакуированных раненых после шефского концерта узнал в Булгаковой актрису из спектакля, который посетил в детстве. После войны, как стало известно Зое Федоровне, боец стал артистом, а впоследствии - директором Новосибирского театра оперы и балета.


6.


Этот случай хорошо описывает характер как недавней прижизненной, так и будущей посмертной славы: ее, ушедшую в наставники, чаще театральной критики поминает театральная мемуаристика. Зато хорошо запомнят дети всех возрастов - самые строгие и благодарные критики.

Зоя Булгакова

___

Фрагмент программы "Дело в шляпе" (НТН, 1992г. Автор и ведущий - Валерий Походня). «Делая эту программу 22 года назад, ни секунды не сомневался, что Зоя Фёдоровна встретит свой 100-летний юбилей. Она в душе всё такая же юная и озорная, как её героини. Дай бог ей здоровья, терпения и радости!»

Золотую дату отмечает легенда Новосибирска - заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдоровна Булгакова

Вековой юбилей легендарной новосибирской актрисы-травести Зои Фёдоровны Булгаковой торжественно будет отпразднован в «Глобусе» завтра, 19 декабря. Соберется театральная общественность, высокие гости, прочтут телеграммы из Москвы, будет показан документальный фильм о ней, сказано много теплых и благодарных слов за то, что она сыграла и сделала, за то, что она такая, единственная и неповторимая, у нас есть.

«Актер не должен волноваться»
Незадолго до торжества, в тот именно день, когда Зоя Фёдоровна родилась, мне, никогда не видевшей ее на сцене в ролях мальчиков и девочек, а также сказочных Герды и Красной Шапочки, посчастливилось побывать у актрисы дома на небольшом девичнике и, подобно зрителю давних лет, влюбиться в эту обаятельную и нестареющую сердцем актрису.

За ранним обедом на скорую руку - бутерброды, фрукты, шампанское - дорогие и близкие «девочки»: Валентина Георгиевна Давыдова (подругой, держа дистанцию, себя не называет - представляется «приятельницей, которая рядом с Зоей Фёдоровной с 75-летия») и сотрудницы Дома актера Галина Константиновна Журавлева и Ольга Степановна Заречнева. Они совсем родные - и салатик нарежут, и придирчиво разглядят платье «под парчу», в котором именинница собирается блистать на юбилее: «Годится!»

Миниатюрная, совсем крошечного роста Зоя Фёдоровна в предпраздничных «девичьих» хлопотах с удовольствием принимает флакончик с духами: «Спа-си-бо! Вот такие давно-о-о хотела!» Но больше всего остального, чувствуется, озабочена своей ролью юбилярши на сцене «Глобуса»: выспрашивает, что там будет, придется ли ей что-то делать, держать речь?

Профессионал, она знает бесценность правильного настроя и цену репетиции. Позже, когда я спрошу ее, волновалась ли она перед выходом на сцену прежде, она твердо скажет: «Нет. Это мешало бы работе в спектакле. Актер не должен волноваться, для этого есть репетиции, много репетиций, к концу которых ты ведешь себя на сцене как дома…»

Телефон не замолкал
День рождения и есть день рождения, а если еще иметь в виду, что это столетний юбилей, - через каждые пять - десять минут раздается звонок или в дверь, или по телефону.

Зоя Фёдоровна, вас! Поклонник…

Она встает из-за стола, комментируя происходящее иронично, тоном театральной ремарки:

Телефон звонил, не перестава-а-ая…

Потом признается негромко (похоже на реплику в сторону):

Сегодня сумасшедший день, столько звонков, людей, вот если бы так…

Всегда? Каждый день? Вы бы устали…

Ну-у-у, - отвечает она задумчиво и продолжает не о форме, о сути:

Это не только со мной так. Когда актер заболевает, не может прийти, люди приходят к нему…

Разговор неизбежно переходит на секреты долголетия. Зоя Фёдоровна всю жизнь дружила со спортом, сейчас, признается, «как могу, так и шевелюсь»: день начинает с пробежки… Хотя бы по квартире. Еще один вечный двигатель - книги:

Без чтения я и не усну…

Когда детство не кончается
Жизнь за плечами большая-большая. Была в ней, кроме радостей-мук творчества, война, потери... И юбилей не первый, и книжек, статей о Зое Фёдоровне написано множество. Поэтому вроде неловко спрашивать, откуда в ней, четвертом ребенке из многодетной трудовой семьи, зародилась страсть к театру. Помню, читала: устраивали с братьями-сестрами театр во дворе, любили ходить в церковь смотреть венчания. «Свадьба - это так интересно, целый спектакль! И как невеста одета, и хороша ли собой, и на чем приехали, и как гости наряжены - праздник!»

Задаю вопрос иначе:

Что больше всего из детства запомнилось?

Она с радостной готовностью отвечает:

Очень много!

И почти по-детски, взахлеб начинает рассказывать, как папа заливал зимой катушку за оградой, а на лето устанавливал во дворе качели…

Да, кое-что, мне кажется, я читала, но детали, о которых упоминает Зоя Фёдоровна, все свежие, не затверженные - она живет детством, как будто то было вчера.

И я вижу наполненный голосами ее братьев и сестер дом в Новониколаевске, на Ломоносова, 23, семейные праздники и ребячьи забавы под строгим присмотром и одновременно ласковыми взглядами отца и матери, восемь лет учебы в 22-й школе.

А потом старшая сестра вышла замуж за циркача, - с азартным блеском в глазах рассказывает она. - И я много времени проводила в цирке. Особенно мне нравилась наездница, я тоже хотела выступать в конном номере. Но мне сказали: «Ты слишком крошечная, таких наездниц не бывает!» И вот два брата, борцы Костины, поехали летом с женами на гастроли и взяли меня с собой: они выступали с силовыми аттракционами, а я читала стихи. Когда вернулись, мне говорят соседи: «Послушай, в «Советской Сибири» было объявление, что в нашем городе открывается детский театр и молодежь приглашают держать экзамен».

Она пришла на следующий день на улицу Горького, где группа актеров из Ленинграда уже набрала студийцев и готовилась к открытию ТЮЗа. Легендарный Николай Фёдорович Михайлов спросил:

Что же ты опоздала?

А меня в городе не было.

Он назначил ей три дня на подготовку к экзамену: стихотворение, этюд, упражнение на ритмику. И вот прошли три дня, показываться ей пришлось не только перед артистами, но и перед вновь принятыми студийцами. Испытание было выдержано, Николай Фёдорович сначала сказал: «Деточка, подожди десять минут, мы объявим результат». И через десять минут она услышала судьбоносные слова: «Ну что, деточка, знакомься с расписанием занятий».

Свет любви
Зою Фёдоровну отвлекает от рассказа очередной звонок. Я слышу ее и сейчас звонкий, неподражаемо прелестный голос из соседней комнаты - как будто говорит молодая задорная девчонка. И когда она возвращается, немного невпопад спрашиваю что-то о мечтах и заветных желаниях.
Она бросает на меня короткий грустный взгляд:

Трудно планировать в этом возрасте, день прошел и...

…И вдруг, будто вдохнув свежего воздуха, с особой, небудничной интонацией добавляет:

Я верую в Христа, молюсь, когда ложусь спать: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…»

Мы все замираем: такого чтения молитвы по крайней мере я не слышала никогда. Добро, свет, любовь, вдохновение. Это был подарок мудрого человека и большой актрисы в ее собственный сотый день рождения нам всем.

…Прощаемся шумно, весело, как и полагается гостям на именинах. Почти на пороге, в прихожей хором поем: «Ах, мне бы дожить бы до свадьбы-женитьбы…» Голос Зои Фёдоровны, необыкновенно моложавый, подростковый булгаковский голос, выделяется и здесь - его не спутать ни с чьим другим.

И это всё о ней
Илья ЛАВРОВ, из книги воспоминаний «Мои бессонные ночи»:

«Уже тогда, в тридцатые годы, ликующим шумом встречали мы свою любимую актрису - маленькую прелестную Зою Булгакову. Она играет мальчишек и девчонок. Зоя ростом мне едва до груди, но сложена пропорционально, у нее хорошенькое лицо и звонкий детский голос. Но, главное, на сцене она естественна как сама жизнь. Многие даже очень хорошие актеры казались рядом с ней искусственными: они играли, а она жила...»

Галина ЖУРАВЛЕВА, из очерка «Жизнь актрисы»:
«Маленькой, со звонким голосом Зоечке Булгаковой судьба и время уготовили особый путь. Зоя уверенно пошла своей тропинкой, пролегшей параллельно главной, героико-романтической линии театра. Ее героическое начало будет иным. Непосредственность, вера в предлагаемые обстоятельства роли и всегдашняя готовность откликнуться на них всем строем своих чувств оказались у Булгаковой редчайшими качествами. Кажется, что природа специально оставила ей разноцветную эмоциональную палитру такой свежести и ясности, какие бывают только в детстве, чтобы напоминать зрителю о своем раннем-раннем утре, когда он вне всякой идеологии, а просто человек на живой земле...»

СПРАВКА
С именем Зои Фёдоровны Булгаковой связана целая эпоха в истории Новосибирского театра юного зрителя (ныне - театра «Глобус»). Начиная с 1930 года актриса связала с ним судьбу, пройдя вместе три десятилетия и принеся ТЮЗу победы, ставшие вехами на творческом пути театра.
В 1945 году Булгаковой одной из первых в истории Новосибирского ТЮЗа было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР». Обладательница уникального дарования и редкого амплуа травести, Зоя Фёдоровна талантливо играла детей в возрасте семи - девяти лет. Наиболее близкими ей были сказочные герои, они прошли через всю жизнь актрисы в искусстве. Роль Красной Шапочки Зоя Фёдоровна исполняла в постановках театра 1937, 1942, 1948, 1955 годов, а роль Герды - в спектаклях 1939, 1950, 1959 годов. Всего Зоя Фёдоровна Булгакова сыграла на сцене Новосибирского ТЮЗа более 70 ролей. Имя актрисы по праву вошло в историю советского театра для детей.

В Новосибирске на 103-м году жизни скончалась старейшая заслуженная артистка РСФСР Зоя Булгакова.

3 февраля в Новосибирске в возрасте 102 лет скончалась старейшая заслуженная артистка РСФСР - Зоя Федоровна Булгакова.

Об этом сообщает официальный сайт местного академического молодежного театра «Глобус».

"Имя Зои Федоровны Булгаковой по праву вошло в историю детского театра нашей страны, во все академические издания, исторические труды, посвященные детскому театру ХХ века. Оно неразрывно связано с историей Новосибирского ТЮЗа 30-50-х годов. С нею всегда любили работать товарищи-партнеры, ее талантом увлекались режиссеры, она вдохновляла драматургов на написание новых сцен в своих драматических произведениях", - говорится в сообщении.

Звание «Заслуженная артистка РСФСР» Зое Федоровне присвоили в 1945 году. Через год она сыграла роль маленькой королевы в сказке «Двенадцать месяцев», после чего спектакль выдвинули на Сталинскую премию.

Зоя Федоровна Булгакова

Родители поженились в 1900 году. Построили дом на улице Ломоносова, 23 (на этом месте сейчас находится здание филиала Академии наук), купили скотину, родили пятерых детей. Зоя - четвертая.

Отец с матерью были людьми неграмотными.

Ее отец был извозчиком, мать воспитывала пятерых детей.

В Новосибирском театре юного зрителя, который теперь известен как «Глобус», она стала играть в 1930 году, став одной из первых выпускниц созданной при нем театральной студии. Играла она в детском театре 30 лет, на счету Зои Булгаковой более 70 ролей. Особенно хорошо актрисе удавалось играть в амплуа «травести», то есть, исполнять роли детей.

В 1930-е годы в России возникло движение по организации «театров особой государственной важности» - театров для детей. Первым открылся Ленинградский театр юных зрителей. Его создатели были инициаторами и организаторами детских театров по всей стране. Новосибирский театр юного зрителя основали 9 артистов из Ленинграда под руководством Н.Ф. Михайлова. В мае 1930 года Зоя Булгакова стала ученицей театральной студии. Её опыт выступлений на сцене цирка очень помог ей поступить и учиться в студии. Усердие, творческая жилка и умение уловить в повседневной жизни черты героев, которых она играла на сцене, принесли Зое Фёдоровне признание благодарных зрителей - мальчишек и девчонок. «Устами младенца глаголет истина» - и эти придирчивые зрители сразу полюбили молодую артистку.

В 1932 году закончила студию при Новосибирском театре юного зрителя (ныне Новосибирский театр «Глобус»).

В 1942 вступила в ВКП(б).

В 1930-1960 годах служила актрисой-травести в Новосибирском ТЮЗе.

В 1940-е годы выступала на смотрах детских театров в Москве.

Великая Отечественная война изменила судьбы многих театров и актёров. В Новосибирск из Ленинграда были эвакуированы Ленинградский академический театр им. А.С. Пушкина, симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Когда прибыл новый ТЮЗ, коллектив новосибирского ТЮЗа проявил поистине сибирское гостеприимство, передав своё помещение ленинградцам. Зоя Фёдоровна вручила директору ленинградского ТЮЗа ключи от своей квартиры, а сама уехала со своим театром в город Анжеро-Судженск.

Во время Великой Отечественной войны Зоя Фёдоровна Булгакова в качестве председателя планировала военно-шефскую работу, организовывала концертную деятельность. Она очень стремилась выехать на фронт в составе концертной бригады, но тяжёлая болезнь, настигшая её в дороге, остановила этот порыв. Яркая сценическая деятельность принесла артистке заслуженное признание. За 30 лет на сцене она сыграла 80 ролей. Вспоминая пройденный путь, Зою Фёдоровну Булгакову особенно радует то, что многие маленькие зрители, повзрослев, узнавали её. Зоя Фёдоровна любит вспоминать поразительный случай: раненый боец, находившийся в госпитале в городе Анжеро-Судженске, узнал любимую артистку, которую видел ещё в детстве в Новосибирске. Этот солдат потом и сам стал сначала актёром, а затем - директором Новосибирского театра оперы и балета.

Театральные работы Зои Булгаковой:

«Красная шапочка» Е. Шварца - Красная Шапочка;
«Снежная королева» Е. Шварца - Герда;
«Кот в сапогах» Л. Ф. Макарьева - Кот;
«Единая боевая» А. Бруштейн - Панюшка;
«Гастелло» И. Штока - Витя Гастелло;
«Сильные духом» Д. Медведева и А. Гребнева - Колька;
«Пионер Павлик Морозов» А. Яковлева - Федюшка;
«Чистые руки» М. Шатрова - Митя;
«Хижина дяди Тома» А. Бруштейн - Топси;
«Винтовка № 492116» А. Крона - Ахмет;
«Юность отцов» Б. Горбатова - Ефимчик;
«Чемодан Клауса Хильснера» Н. Курдюмова - Эльза;
«Тимур и его команда» по А. Гайдару;
«Синяя птица» М. Метерлинка - Митиль;
«Двенадцать месяцев» С. Маршака - Королева;
«Горя бояться - счастья не видать» С. Маршака - Горе-злосчастье;
«Я хочу домой» С. Михалкова - Саша Бутузов;
«Сомбреро» С. Михалкова - Вова Пестиков;
«Эне-Гуль» Н. Шестакова - Девочка-туркменка Эне-Гуль;
«Конек-Горбунок» П. Ершова - Конек-Горбунок;
«Снегурочка» А.Н. Островского - Снегурочка;
«Золушка» Е. Шварца - Золушка;
«Зайка-Зазнайка» С. Михалкова - Зайка-Зазнайка.

Имя Зои Фёдоровны внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области как лауреата областной премии «Честь и достоинства» (2001).

Роль Красной Шапочки Зоя Булгакова исполняла в постановках театра разных лет - от 1937 до 1955 годов, три года она играла Герду в «Снежной королеве».

В число её ролей вошли традиционные для детского театра Кот в сапогах, Конёк-Горбунок, Снегурочка, Золушка, Зайка-Зазнайка и Митиль.

«Я всю жизнь играла мальчиков и девочек. Амплуа "травести" вообще редкость в театре, поэтому невостребованности я никогда не ощущала. Кстати, роли мальчишек у меня всегда получались лучше, чем образы девочек. Может быть, потому, что характер у меня боевой: по крышам, деревьям и заборам я лазила порой лучше иного мальчишки», - рассказала Зоя Булгакова.

Зоя Булгакова имеет награды: Орден Отечественной войны II ст. (1985); медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.».

В 1999 году З. Ф. Булгакова награждена дипломом мэрии Новосибирска в области культуры за большой вклад в театральное искусство. В 2001 году ее имя внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области как лауреата областной премии «Честь и достоинство».

В одном из последних интервью актриса говорила: «В 1960 году, когда за моими плечами было тридцать лет игры на сцене и 80 сыгранных ролей, я решила покинуть театр. Я глубоко убеждена, что актрисе, тем более актрисе-травести, надо уйти вовремя, чтобы о ней не говорили как о ненужной и состарившейся. Хотя я и смотрелась гораздо моложе своего возраста и могла еще какое-то время играть девочек и мальчиков, я твердо решила оставить тюзовскую сцену.

Однако и вне своей родной сцены я продолжала делать то, что я умею: много лет трудилась в Доме художественного воспитания детей, в филармонии, а сейчас - в театре «Куклы смеются». Снова рядом со мной любимые детские персонажи, снова - детские лица в зале. С ними я чувствую себя моложе и счастливее. Оглядываясь назад, на свою прожитую жизнь, я говорю ей: «Спасибо». Я говорю спасибо моему родному городу, ставшему моей судьбой. Счастливой судьбой».

Зоя Булгакова
Имя при рождении:

Зоя Фёдоровна Булгакова

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессия:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности:
Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Амплуа:
Театр:
Роли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Спектакли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
IMDb :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Зо́я Фёдоровна Булга́кова (род. 1915) - советская театральная актриса , заслуженная артистка РСФСР (1945) .

Биография

Творчество

Напишите отзыв о статье "Булгакова, Зоя Фёдоровна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Булгакова, Зоя Фёдоровна

Было видно, что разговор даётся ему очень непросто. На каждом вздохе кардинал хрипел и кашлял, не в состоянии нормально вздохнуть.
– Вам очень тяжело. Пожалуйста, позвольте мне помочь вам! – упорно не сдавалась я, зная, что после уже никто больше ему не поможет.
– Это не важно... Думаю, вам лучше будет отсюда побыстрее уйти, мадонна, пока не пришли мои новые тюремщики, или ещё лучше – сам Папа. Не думаю, что ему очень понравилось бы вас здесь застать... – тихо прошептал кардинал, и добавил, – А вы и, правда, необыкновенно красивы, мадонна... Слишком... даже для Папы.
Не слушая его более, я положила руку ему на грудь, и, чувствуя, как в перебитую кость вливается живительное тепло, отрешилась от окружающего, полностью сосредоточившись только на сидевшем передо мной человеке. Через несколько минут, он осторожно, но глубоко вздохнул, и не почувствовав боли, удивлённо улыбнулся.
– Не звали бы вы себя Ведьмой – вас тут же окрестили бы святой, Изидора! Это чудесно! Правда, жаль, что вы поработали напрасно... За мной ведь скоро придут, и, думаю, после мне понадобится лечение посерьёзнее... Вы ведь знакомы с его методами, не так ли?
– Неужели вас будут мучить, как всех остальных, Монсеньёр?.. Вы ведь служите его излюбленной церкви!.. И ваша семья – я уверена, она очень влиятельна! Сможет ли она помочь вам?
– О, думаю убивать меня так просто не собираются... – горько улыбнулся кардинал. – Но ведь ещё до смерти в подвалах Караффы заставляют о ней молить... Не так ли? Уходите, мадонна! Я постараюсь выжить. И буду с благодарностью вспоминать вас...
Я грустно оглядела каменную «келью», вдруг с содроганием вспомнив висевшего на стене, мёртвого Джироламо... Как же долго весь этот ужас будет продолжаться?!.. Неужели я не найду пути уничтожить Караффу, и невинные жизни будут всё также обрываться одна за другой, безнаказанно уничтожаемые им?..
В коридоре послышались чьи-то шаги. Через мгновение дверь со скрипом открылась – на пороге стоял Караффа....
Его глаза сверкали молниями. Видимо, кто-то из старательных слуг немедля доложил, что я пошла в подвалы и теперь «святейшество» явно собиралось, вместо меня, выместить свою злость на несчастном кардинале, беспомощно сидевшем рядом со мной...
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: