Производные предлоги: особенности употребления и правописания. Конспект занятия «Название предметов мебели

Неделя русского языка и литературы МОУ Томинская СОШ МОУ Томинская СОШ учебный год учебный год Учитель русского языка и литературы Чуйдук Наталья Александровна Учитель русского языка и литературы Чуйдук Наталья Александровна






1-й этап «Разминка» 1.Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: 1.Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: Ты богат, я очень беден, Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт, Ты прозаик, я поэт, Ты румян, как маков цвет, Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. Я, как смерть, и тощ, и бледен.


1-й этап «Разминка» 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?


1-й этап «Разминка» 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: а) После драки кулаками... а) После драки кулаками... б) Соловья баснями... б) Соловья баснями... в) Шила в мешке... в) Шила в мешке... г) Яйца курицу... г) Яйца курицу...




1-й этап «Разминка» 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. а)Трус своей лени боится. а)Трус своей лени боится. б)Лучшее врач хорошего. б)Лучшее врач хорошего. в)Голода не бойся, по пояс мойся. в)Голода не бойся, по пояс мойся. г)Мы сами с ушами. г)Мы сами с ушами. 9. Чем отличается поступок от проступка? 9. Чем отличается поступок от проступка?


2-й этап «Дуэль» (из истории слов и выражений) объяснить значение данного выражения. объяснить значение данного выражения. а)Вернуться к своим пенатам. а)Вернуться к своим пенатам. (3 балла) (3 балла) б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? (1 балл) б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? (1 балл) в)Он в этом деле собаку съел. в)Он в этом деле собаку съел. (2 балла) (2 балла)


3-й этап «Заморочки из бочки» 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны. Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны. 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу! Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу!


3-й этап «Заморочки из бочки» 4.Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: 4.Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: Март ап гро рель зой май во тра дой вой. Март ап гро рель зой май во тра дой вой. 5.Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: 5.Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: -ливый человек, -ственные возгласы, -ливый человек, -ственные возгласы, -ствовать хорошее начинание, -ствовать хорошее начинание, передавать кому-либо ~? передавать кому-либо ~?


4-й этап «Шарады» 1. Мой первый слог - число с нулями, у всех людей последних два, а вместе догадайтесь сами всем городам она глава. 1. Мой первый слог - число с нулями, у всех людей последних два, а вместе догадайтесь сами всем городам она глава. 2. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету. 2. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету. 3.Мы - для пильщиков подставка, мы - для кучера сиденье. 3.Мы - для пильщиков подставка, мы - для кучера сиденье. Но попробуй-ка поставь-ка нам другое Но попробуй-ка поставь-ка нам другое ударенье, ударенье, Осторожней будешь с нами: забодаем мы Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами рогами


4-й этап «Шарады» 4. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда. 4. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда. 5. Мой первый слог провал, банкротство, второй синоним к невелик, 5. Мой первый слог провал, банкротство, второй синоним к невелик, а все с мукой имеет сходство, а все с мукой имеет сходство, на кухне он лежать привык. на кухне он лежать привык. 6. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким как огонь горячий. 6. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким как огонь горячий.


4-й этап «Шарады» 7. Я цвет одинаковый часто имею. И с г зеленею, и с к зеленею. 7. Я цвет одинаковый часто имею. И с г зеленею, и с к зеленею. Но с к вам со мною рискованно быть. Но с к вам со мною рискованно быть. Могу я до слез довести и убить: Могу я до слез довести и убить: 8.С м приятен, золотист, очень сладок и душист. 8.С м приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. 9.Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный. 9.Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный.


4-й этап «Шарады» 10.Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. 10.Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. А в целом леса, города и равнины, А в целом леса, города и равнины, к целому полны любовью сердца. к целому полны любовью сердца. 11.Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна. 11.Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна.


4-й этап «Шарады» 12. Предлог и стройматериал морской выдерживает вал. 12. Предлог и стройматериал морской выдерживает вал. 13. Мой первый слог предлог, 13. Мой первый слог предлог, а во втором мы проживем все лето, а во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. давно уж ждет ответа.


4-й этап «Шарады» 14.Союз, предлог и падежная форма 14.Союз, предлог и падежная форма личного местоимения личного местоимения Дают вкусный плод Дают вкусный плод южноамериканского растения. южноамериканского растения. 15.Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, 15.Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, приставку в слове выписать, приставку в слове выписать, корень в слове препод­носить. корень в слове препод­носить.


Ответы. 1-й этап. 1. Антонимы 1. Антонимы 2. Спрут прут 2. Спрут прут 3. Китайское яблоко 3. Китайское яблоко 4. С-о-с-на 4. С-о-с-на 5. В родительном: на -с 5. В родительном: на -с 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. 9.Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы. 9.Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы.


Ответы. 2-й этап. а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо. в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо.


Ответы. 3-й этап. 1. Коса 1. Коса 2. ЗарядИте и пустИте или зарЯдите и пУстите 2. ЗарядИте и пустИте или зарЯдите и пУстите 3. Поставить запятую перед союзом и. 3. Поставить запятую перед союзом и. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 5. Привет. 5. Привет.




Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.

В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.

Основные функции

Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.

Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.

Какие бывают предлоги

Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:

  • к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
  • благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
  • в семь часов - В. п. (во что?);
  • в парке - П. п. (в чем?).

Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.

Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:

- вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;

- в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;

- благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.

Структурные различия

Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:

  • Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
  • Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
  • Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.

Разряды по значению

Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.

Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:

  • Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
  • Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
  • Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
  • Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
  • Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.

Классификация производных предлогов

В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.

Правописание предлогов

Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.

Например: на (чем?) море или на (Черном) море.

В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.

Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).

Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:

  • ввиду (из-за, по причине);
  • вроде (подобно);
  • насчет (об, о);
  • вследствие (по причине).

Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.

Примечания

Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .

Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.

Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.

Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).

Употребление предлогов с падежами

Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:

  • с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
  • с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
  • с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
  • с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
  • с предложным падежом - о, при, в, на.

Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.

Вместо заключения

На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.

Занятие 26. Предлог

1. Прочитайте историю о том, как предлоги поссорились со всеми словами.

Ссора предлогов со всеми словами

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Они были драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

Предлог по происхождению – калька с греческого, буквальный перевод которой значит «перед словом».

Предлогов около 200 слов, однако они занимают 4-е место по частоте употребления в речи (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входит в общий частотный список, а 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о ) включены в 30 самых частотных слов, причем предлог в занимает первое место, а предлог на – второе место в этом списке.

Почему же такая немногочисленная часть речи так часто употребляется в нашей речи? Известный лингвист В.А. Богородицкий назвал предлоги словечками отношений. Действительно, это так: предлоги, как и окончания, участвуют в установлении отношений между словами. Можно взять три слова: книга, стол, лежать . Используя разные падежные формы и предлоги, можно составить несколько предложений:

Книга лежит на столе.

Книга лежит в столе.

Книга лежит под столом.

Книга лежит за столом.

Книга лежит у стола.

Книга лежит перед столом.

Книга лежит между столом и стулом.

Предлоги не только устанавливают отношения между словами, но и уточняют значение предложно-падежных конструкций. Так, предлог в обозначает направление действия внутрь (войти в комнату, положить в ящик ), предлог на – направление на поверхность предмета (положить на стол ), оба предлога обозначают нахождение предмета, только предлог в обозначает внутри (быть в комнате, хранить в коробке ), а предлог на – на поверхности (находиться на земле, висит на стене ).

Интересно распределение предлогов между падежами. Вы помните, что в русском языке 6 падежей, причем именительный падеж употребляется всегда без предлога. Значит, все 200 предлогов необходимо распределить между 5 падежами.

Наибольшее количество предлогов падает на родительный падеж – 115 слов. Объясняется это тем, что предлоги пополняются за счёт существительных, а имя существительное сочетается с другими именем существительным обычно в форме родительного падежа. Остальные предлоги распределяются между тремя падежами равномерно: с творительным падежом употребляется 24 предлога (над, перед, с, за, под и др.), с винительным – 20 (в, на, с, о, про и др.), с дательным – 19 (к, благодаря, согласно, вопреки и др.) и на долю предложного падежа падает всего 7 предлогов (на, в, о (об), при, по, по вопросу о ).

Русские предлоги в основном однопадежны, т.е. каждый предлог употребляется с одним падежом. Так, только с родительным падежом употребляются предлоги без, вдоль, до, от, из, из-за, кроме, у, около и др., только с винительным – про, сквозь, через и др.

Только 6 предлогов употребляются с двумя и 2 предлога с тремя падежами. К двухпадежным предлогам относятся: в, на, требующие после себя винительного и предложного падежей; за, под , употребляющиеся с винительным и творительным падежами; о (об, обо ), сочетающийся с винительным и предложным падежами; между, меж , выступающие с родительным и творительным падежами. К трёхпадежным предлогам относятся с , сочетающийся с родительным, винительным и творительным падежами; по , употребляющийся с дательным, винительным и предложным падежами.

Хорошее знание сочетаемости предлогов с падежами поможет грамотно строить предложения и словосочетания.

2. В Крым или на Кавказ?

Перед началом летних каникул в одном классе как-то сам собой возник разговор о том, кто куда поедет отдыхать.

Мы едем в Крым, – громче всех сказал Толя.

А мы – на Кавказ, – в тон ему произнёс Олег.

А нас бабушка пригласила в деревню. Там есть речка, лес. Будем собирать грибы, ягоды, загорать и купаться, – с восторгом говорила Надя.

Я люблю путешествовать, и мы дома решили поехать на Украину. Посмотрим на большие города и украинские сёла, – решительно сказала Таня.

А я хотела бы поехать на море, – вздохнула Наташа. – Мне папа много рассказывал о Чёрном море, которое на самом деле синее-синее. Он служил на Чёрном море.

Ребята так оживлённо беседовали, что не заметили подошедшего к ним старшеклассника Диму, увлекавшегося русским языком.

Он прервал их:

Хотите я задам вам вопрос по русскому языку?

Ну, задавай, – не очень доброжелательно сказал Коля. Ему ещё не удалось сообщить друзьям, как он собирается провести лето (а планы были замечательные!). Но отказаться от вопроса тоже было неудобно: у него была пятёрка по русскому языку.

Дима, получив согласие ребят, начал:

Вот вы говорили, что куда-нибудь поедете отдыхать: в Крым, на Кавказ, на Украину, в деревню, на море. Не обратили ли вы внимания на то, что при одних словах употребляется предлог в, а при других – на?

Чтобы убедить ребят в справедливости своих слов, он ещё привёл примеры: жить на Украине, но в Молдавии; прибыть на станцию, на вокзал, но в школу, в университет; работать на заводе, на фабрике, но в мастерской, в цехе; идти в театр, в кино, но на концерт, на гулянье.

Можно ли узнать, когда употребляется предлог на, а когда – в?

Ребята молчали, и все смотрели на Колю.

Так привыкли говорить, вот и говорят, – смущаясь, ответил Коля.

А ты прав, – подтвердил Дима. – Все эти сочетания закреплены традицией, как говорят учёные, а традицию нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем их всю жизнь. Но есть и правило, которым можно пользоваться. Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с, поэтому если мы говорим на почту, на участок, на Дальний Восток, то нужно сказать с почты, с участка, с Дальнего Востока, а если говорим в Москву, в Белоруссию, в учреждение, то нужно сказать из Москвы, из Белоруссии, из учреждения.

Теперь понятна ошибка, которую допускают многие люди, когда говорят «приехал с Москвы, пришёл со школы», – нашёлся Коля. – Если мы говорим поехал в Москву, пошёл в школу, то противоположным предлогом в должен быть из: приехал из Москвы, пришёл из школы.

Замечательное правило! – воскликнула Надя.

Все ребята с уважением смотрели на Диму. Как хорошо он знает русский язык!

3. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

Лето – время лесных малышей. ________ гнёзд вылетают птенцы. Медвежата послушно следуют _______ матерью. Лисята играют ________ норе. Бельчонок совершает свой первый прыжок ________ сосны. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

4. Шарады.

Первый – предлог, за ним – другой.

Вот первый слог перед тобой…

Второй же очень нужен мне:

Он над диваном на стене

Не для одной красы висит –

В нём лампа яркая горит.

Сложить два слога можно.

Но… будьте осторожны.

_____________________________

Я храню сокровищ много,

Но меня легко извлечь.

Ты прибавь меня к предлогу –

Превращусь я тут же в речь.

_____________________________

Крик птицы – первый слог.

Второй – известный всем предлог,

А третий – бурная волна.

Теперь шарада всем ясна.

_____________________________

Жилище – первый слог,

Затем идёт предлог,

А в целом я огромна

И называюсь…

_____________________________

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживём все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

_____________________________

Предлог и стройматериал

Морской выдерживают вал.

_____________________________

5. Грамматическая викторина.

    До какого предлога надо дойти, чтобы получить определённое количество лекарства на один прием?

    Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?

_________________________________________________________________________

    Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх?

_________________________________________________________________________

    Из каких четырёх предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?

_________________________________________________________________________

    В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов?

_________________________________________________________________________

    Какой предлог является нотой?

_________________________________________________________________________

    Какие предлоги похожи на деепричастия?

_________________________________________________________________________

    Какие предлоги читаются одинаково туда и обратно?

_________________________________________________________________________

    В конце какого предлога стоит сотня?

_________________________________________________________________________

    В конце какого предлога стоит вывод, результат чего-нибудь?

_________________________________________________________________________

    К какому предлогу надо добавить название ноты, чтобы получилось две ноты, часть чего-нибудь или участь, судьба?

_________________________________________________________________________

    За какой лес надо зайти, чтобы получить ограду?

_________________________________________________________________________

    От какой единицы площади надо отойти, чтобы получить большой гурт овец?

_________________________________________________________________________

    От чего надо оторваться, чтобы получить тематически определённую часть книги или часть учреждения?

_________________________________________________________________________

Предлог является служебной частью речи, главной функцией которой является связь между местоимениями, существительными, числительными и словами, принадлежащими к другим частям речи.

Понятие предлога

Предлоги обозначают отношения между двумя объектами (лодка с парусом), между объектом и действием (смотреть на речку), между объектом и признаком (готовый на самопожертвование). Предлоги не могут изменяться по падежам, числам, времени и родам.

Они никогда не выступают самостоятельными членами в предложении. Зачастую в предложении предлоги ставятся либо перед существительными, либо перед определениями, которые относятся к существительному. Например: в красном платье. Некоторые предлоги могут употребляться и после существительного. Например: чего ради или ради чего.

Виды предлогов по образованию

Согласно способ образованию предлоги делятся на две категории: непроизводные и производные. Непроизводные предлоги (иногда их называют первообразными) – это предлоги, которые не имеют связей с другими части речи, то есть не образованны от них. Примеры непроизводных предлогов: при, из-за, от, с, без.

Производные предлоги (непервообразные) – это предлоги, которые образовались на основе слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи. Производные предлоги делятся на три группы:

Наречные: напротив, вокруг, вдоль, вблизи;

Отыменные: в виде, за счет, ввиду, по поводу, в течение;

Отглагольные: включая, начиная, исключая, спустя, благодаря.

Виды предлогов по строению

Согласно строению, предлоги делятся на две группы: простые и составные. Простые предлоги пишутся слитно: около, благодаря, вокруг, вследствие. Составные предлоги включают в себя два и более слова, которые следует писать раздельно: в продолжение, в связи с, по направлению к, в зависимости от, за исключением.

Морфологический разбор предлога

Предлоги следует разбирать по такой схеме:

1. Часть речи, грамматическая роль (для чего в предложении служит данный предлог);

2. Выделение морфологических признаков:

Производный или непроизводный;

Простой или составной.

Например: Мария Ивановна, заложив руки за спину, быстро ходила по гостиной из угла в угол, смотря вперед себя, и задумчиво покачивала головой. В данном предложении есть четыре предлога:

- по : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в дательном падеже;

- из : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в родительном падеже;

- в : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в винительном падеже;

Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

Виды предлогов.

По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

  1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
  2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
  3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

По происхождению предлоги бывают:

  • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
  • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

Производные предлоги.

Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

  1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
  2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
  3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

Предлоги и согласование падежей.

Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

Разряды предлогов по лексическому признаку.

Предлог может выражать:

  • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
  • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
  • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
  • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
  • Отношение причины: зарыдать от горя ;
  • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
  • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

И другие разряды.

Как делать морфологический разбор предлога?

План разбора предлога :

1)Часть речи, назначение данной части речи;

2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

3)Тип предлога: производный или непроизводный;

4)К какому слову относится;

5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

6)Разряд предлога по лексическому признаку.

Пример морфологического разбора предлога.

На крыльце стояли двое: он и с ним.

На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: