Упражнения на знакомство со знаками действий. Конспект занятия по математике в подготовительной группе

Данные об авторе

Смирнова В.Ю.,

Место работы, должность:

Воспитатель старшей логопедической группы высшей квалификационной категории

Город Москва

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Обучающие задачи: 1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. 2. Познакомить со знаком «-». 3. Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения. Развивающие задачи: 1. Развивать диалогическую речь. 2. Развивать внимание, логическое мышление, память. 3. Развивать познавательную активность, любознательность. Воспитательные задачи: 1. Формировать навыки сотрудничества на занятии. 2. Формирование коммуникативных навыков. 3. Продолжать формировать навыки самооценки. Коррекционные задачи: 1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. 2. Развивать навык согласования имен существительных с числительными.

Используемое оборудование:

Материалы к занятию:

Демонстрационный - 5 картинок с изображением головных уборов (3 синих и 2 красных шапки); знаки « - » и « = ».

Раздаточный - набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а двадругих из половин); набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы.

Краткое описание:

Конспект занятия по развитию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Ход занятия:

1. Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель:

Дети, нам в группу необходимо приобрести одежду для кукол, пособия для занятий и, конечно, какую-нибудь новую игрушку. Я предлагаю сходить сегодня в магазин за покупками. Вы хотите пойти?

Дети: Да!

Воспитатель: Во что же мы будем складывать наши покупки? Что нам необходимо взять с собой?

Дети: Давайте возьмем сумку или пакет!

Воспитатель: Хорошо.

(воспитатель берет сумку)

Для того чтобы нам оказаться в магазине, вы должны назвать любой предмет зимней одежды.

(Дети называют предметы зимней одежды и проходят к столам, садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и в магазине!

2. Удаление из группы предметов ее части (вычитание).

Дидактическая игра «Отдел головных уборов». Формирование представления о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком « - ». Развитие навыков согласованияимен существительных с числительными. Развитие внимания, логического мышления.

Воспитатель: Итак, мы с вами оказались в отделе, где продаются головные уборы. Посмотрите, что лежит на полке?

Дети: На полке лежат шапки.

Воспитатель: Сколько всего шапок лежит на полке?

Дети: На полке лежат 5 шапок.

Воспитатель: Нам необходимо купить 2 шапки для наших кукол. ……., возьми с полки 2 шапки и положи ихв сумку.

(ребенок берет с полки 2 шапки и кладет их в сумку)

Воспитатель: Спасибо! Сколько шапок осталось?

Дети: На полке осталось 3 шапки.

Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, сколько шапок было на полке?

Дети: На полке было 5 шапок.

Воспитатель: А какого цвета были шапки?

Дети: 3 синих и 2 красных шапки было на полке.

Воспитатель: Молодцы! Итак, ребята, посмотрите, что у нас получилось:

(воспитатель восстанавливает ситуацию с помощью моделей)

Сколько было всего шапок?

Дети: Было 5 шапок.

Воспитатель: Что произошло потом?

Дети: Мы купили 2 красные шапки. Убрали их с полки в сумку.

(воспитатель ставит модели красных шапок в первый маленький мешок и маркером проводит «волшебные ниточки»)

Воспитатель: Что осталось?

Дети: Осталось 3 синих шапки.

(воспитатель ставит модели синих шапок во второй маленькиймешок)

Воспитатель: Значит, - все шапки в большом мешке - мы разложили на две части: то, что взяли, и то, что осталось.

Воспитатель: Как можно назвать действие, которое мы выполнили?

(воспитатель дает детям высказаться)

Общепринятое название этого действия - вычитание. Обозначают его с помощью знака « - ».

(воспитатель ставит маркером знак « - »)

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько шапок осталось в большом мешке?

Дети: Осталось 3 синих шапки.

Воспитатель: Сравните их с теми, что мы положили во второй маленький мешок. Какой знак можно между ними поставить?

Дети: 3 и 3 - одинаковое количество. Значит знак « = ».

Воспитатель: Молодцы!

(воспитатель ставит маркером знак « = »)

Воспитатель: Покажите целое, первую часть, вторую. Почему на первом месте самый большой мешок?

Дети: Потому, что первый мешок - «целое».

Воспитатель: Почему два других мешка меньше, чем первыймешок?

Дети: Эти два мешка - «части».

Воспитатель: Молодцы! Мы сделали первую покупку! Пойдем теперь в другой отдел магазина за пособиями для занятий.

3. Закрепление представлений о смысле вычитания.

Дидактическая игра «Отдел учебных пособий». Закрепление представлений о смысле вычитания. Развитие памяти, внимания.

(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе учебных пособий», на которых лежит раздаточный материал: набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а двадругих из половин))

Воспитатель: А вот и пособия, которые понадобятся нам для занятий. Что это?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры?

Дети: Красные квадраты и зеленые круги.

Воспитатель: Выложите все геометрические фигуры на большой лист. Большой лист будет у нас большим мешком. Это целое.

Маленькие листы бумаги - это маленькие мешки, части. В них мы будем класть геометрические фигуры из большого мешка.

Отложите из большого мешка в маленький мешок красный квадрат. Какие фигуры останутся для второго маленького мешка?

Дети: Желтые круги.

Воспитатель: Сколько желтых кругов?

Дети: 4 желтых круга.

Воспитатель: Молодцы! Значит, эти 4 желтых круга у нас остались для второго маленького мешка.

Выложите во второй маленький мешок, то, что осталось. Расставьте знаки.

Покажите целое, первую часть, вторую. Посмотрите внимательно, если мы из целого отнимем одну часть, то, что произойдет?

Дети: Останется другая часть.

Воспитатель: Молодцы! Вы заметили очень важное свойство вычитания: если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть.

Теперь мы сделали и вторую покупку. Давайте, сложим все геометрические фигуры в сумку, теперь они будут в нашей группе.

4. Физкультминутка. Снятие мышечного напряжения.

Нам пора идти в следующий отдел магазина. А давайте по пути зайдем в игровую комнату и поиграем.

(звучит «Песня Буратино», дети проходят в игровую комнату)

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел!

Чтобы нам его достать, надо на носочки встать!

5. Повторение.

1) Дидактическая игра «Отдел одежды». Закрепление пространственных отношений. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Развитие навыка согласованияимен существительных с числительными.

Давайте пройдем в следующий отдел, в котором продают одежду.

(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе одежды», на которых лежит раздаточный материал: набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы)

Воспитатель: Посмотрите, вся одежда перемешалась! Давайте, разложим ее аккуратно.

Дети: Давайте!

Воспитатель:

Положите шарф в верхний левый угол.

Шапку положите в правый нижний угол.

Пальто положите в левый нижний угол.

Варежки положите посередине листа.

(Дети работают с раздаточным материалом)

Молодцы, вся одежда теперь у нас лежит аккуратно!

Давайте сосчитаем нашу одежду:

Одна шапка, две шапки…..пять шапок.

Один шарф, два шарфа…...пять шарфов.

Одно пальто, два пальто…пять пальто.

(Дети считают одежду вслух)

Молодцы! Давайте купим здесь пальто для нашей куклы.

(Дети кладут пальто в сумку)

2) Дидактическая игра «Отдел игрушек». Работа в тетрадях. Закрепление знаний свойств предметов.

Воспитатель: Вот мы и дошли до самого любимого отдела в магазине. Это отдел, в котором продают игрушки.

(Дети проходят за столы, на которых лежат рабочие тетради.Находят в тетрадях страницу 23, № 5).

Воспитатель: Выберите игрушку, которая вам больше всего нравиться. Найдите геометрические фигуры, которые использовал художник, при рисовании этой игрушки, и раскрасьте в заданный цвет.

(Дети выполняют задания в рабочих тетрадях)

Воспитатель: А теперь здесь мы купим игрушку нам в группу.

(Дети покупают игрушку медведя)

Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков.

Игрушка медведь: Как я рад, что вы меня забрали из магазина. Я уже заждался. Какие отделы магазина посетили, и что там делали?

Дети: Мы были в отделах «Головные уборы», «Учебные пособия», «Одежда» и «Игрушки».

Мы познакомились с новым действием вычитание.

Игрушка медведь: А как выполняют это действие?

Дети: Из целого отнимают часть, и остается другая часть.

Игрушка медведь: Как интересно. Нарисуйте дома, мне, пожалуйста, картинки, где спрятаны круг, квадрат. А я с удовольствием их буду искать.

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем наших кукол покупками. А медведя познакомим с другими нашими игрушками.

(Дети надеваютновую одежду на кукол и играют с медведем)

для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи: закреплять умение прибавлять и отнимать; формировать понятия что такое «плюс», и что такое «минус»; развивать внимание, память; воспитывать желание выполнять действия, идти к поставленной цели, начатое дело доводить до конца.

Материалы и оборудования: «незнайка», карточки «плюс и минус», 3 больших модулей квадратов и 2 маленьких модулей квадрата, счетный материал: на каждого ребенка по 5 яблок и один ежик.

Ход работы:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим… (стук в дверь), - Кто это? (входит «Незнайка» и ежик).

«Незнайка», - Здравствуйте ребята, я к вам так торопился в гости, что упал и у меня в голове все перепуталось, я вам нес показать какие-то странные знаки чтобы вы мне помогли разобраться что это, а так как я все перепутал я наверно вообще ничего не смогу понять! (плачет).

«Воспитатель», - Ребята, может, поможем нашему «незнайке» разобраться что у него за знаки?

(Ответы детей.)

(Воспитатель показывает детям «плюс», «минус».)

Ребята, вы знаете эти знаки? - Как они называются? (плюс и минус)

Молодцы ребята! – А что нам помогает сделать «плюс»? («Плюс» может прибавить одно число к другому.)

А что делает «минус»? («Минус» может одно число отнять от другого.)

Молодцы, правильно!

«Воспитатель», Незнайка, ты понял, что это за знаки? (Да.)

Ребята, давайте мы с вами сначала «незнайке» покажем, как прибавлять предметы друг к другу?

Дети, посмотрите, перед вами лежат 5 квадратов, посмотрите внимательно на них и скажите, какие у них отличия?

(3 квадрата больших и 2 квадрата маленьких.)

Молодцы, правильно!

Ребята, сколько будет, если отнять от 5 квадратов 3 больших квадрата? (2 маленьких квадрата.)

Правильно!

Если мы отнимем 2 маленьких квадрата от 2-х маленьких квадратов, сколько получится? (Правильно, 0 квадратов.)

А если от 5 квадратов отнимем 1 большой квадрат, сколько останется квадратов? (Останется 2 больших квадрата и 2 маленьких квадрата.)

Молодцы, правильно!

А теперь давайте попробуем прибавлять квадраты, какой мы будем ставить знак? («Плюс.)

Молодцы! Все верно!

Данил попробует выйти ко мне и к 1-му маленькому квадрату прибавить еще 1 маленький квадрат! – Сколько Данил, получится всего квадратов? (получится 2 маленьких квадрата) – Молодец, верно!

Теперь нужно к 2 маленьким квадратам прибавить 3 больших квадрата, сколько всего получится квадратов? (всего получится 5 квадратов) – Молодцы!

И последнее задание, слушайте внимательно: к 2-м большим квадратам прибавить 1 большой квадрат, получится?..(3 больших квадрата)

Правильно!

«Воспитатель», «Незнайка», ты все понял, для чего нужны знаки «плюс и минус»?

«Незнайка», да я все понял, «плюс» нужен для того что бы прибавлять, а «минус» для того что бы отнимать, правильно ребятки? (да).

«Воспитатель», ну хорошо ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и проведем с вами физ. минутку:

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

(2 раза)

Молодцы, садитесь за столы! – У каждого из вас, посмотрите, лежит по 5 яблок, и один ежик, сейчас вам «Незнайка», будем давать задания, а вы выполнять, только слушать нужно очень внимательно, иначе ничего у нас с вами не выйдет! - Хорошо? - Ну, тогда слушаем:

1-ое задание:

Нужно ежику на его иголки положить 5 яблок, и ежик пополз домой, пока он полз, он потерял 2 яблока, ребята, сколько у ежика на иголках осталось яблок? (у ежика на иголках осталось 3 яблока). – Молодцы, правильно! Ползет ежик дальше, и потерял еще 2 яблока, сколько у ежика осталось яблок? (Одно яблоко.)

Молодцы!

Ребята, в такой ситуации какой можно поставить знак «плюс» или «минус»? (минус).

Почему? (Потому что ежик терял яблоки по дороге, пока возвращался домой.)

Молодцы! Правильно!

2-ое задание:

Ежик очень расстроился, что потерял яблоки по дороге и решил вернутся и найти потерянные яблоки, вот он полз и нашел сначала 2 яблока, и у него стало сколько яблок? (теперь у ежика 3 яблока), дальше полз и нашел еще одно яблоко, сколько сейчас стало у ежика яблок? (у ежика 4 яблока).

Ребята, а сейчас какой использовался знак? («плюс»).

Молодцы! Правильно!

Ребята, но ежик дополз до того места от куда он начинал свою дорогу, и яблок больше не нашел, сколько ему не хватает яблок? (одно яблоко) – А почему одно яблоко не хватает? (Потому что, когда ежик начинал свой путь, у него было 5 яблок, а сейчас 4 яблока.)

Что нужно сделать, как вы думаете?

(Добавить одно яблоко.)

А где мы его возьмем, если его нет?

(Нарисуем.)

Хорошо! Давайте!

3-ие задание:

Посмотрите у каждого из вас лежит белое яблоко на столе, давайте мы с вами его раскрасим, и отдадим своему ежику, что бы он не расстраивался!

Приступайте к работе!

(Каждый ребенок раскрашивает свое яблоко и вешает его на своего ежика.)

«Незнайка» - Молодцы, ребята, вы справились с моими заданиями, и все помогли мне запомнить! Большое вам спасибо! Теперь я могу возвращаться обратно к себе домой! До свидания ребята!

«Д» - До свидания «Незнайка» и ежик!

«Воспитатель» - Ребята, а теперь давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?

Кто приходил к нам в гости?

Что такое «плюс и минус»?

Если мы прибавляем, то какой нужен знак?

А если отнимаем?

Что мы раскрашивали сегодня?

Зачем мы это делали? (помогали ежику вернуть свое яблоко).

(Ответы детей.)

Молодцы! Сегодня вы справились со всеми заданиями! Вам понравилось помогать «незнайке» и ежику?

Можете быть свободны! Идите играйте!

Елена Галимуллина
«Сложение». Конспект занятия по математике в форме игры

Тема : Сложение

Тип занятия : интеллектуально-развивающий.

Вид занятия : формирование элементарных математических представлений .

Форма проведения : игра.

Интеграция образовательных областей : «познание» , «коммуникация» , «физическая культура» , «социализация» , «труд» , «художественное творчество» .

Цель :

1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+» ;

2. Тренировать умение выделять и называть свойства предмета, умение сравнивать предметы по свойствам;

3. Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логические способности, коммуникативные качества.

Задачи :

Обучающие задачи :

1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

2. актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;

3. актуализировать представления о действии сложения групп предметов ;

4. уточнить представление детей о действии сложения с помощью знака «+» ;

5. сформировать представление о переместительном свойстве сложения ;

6. закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака «+» .

Развивающие задачи :

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям .

Методы и материалы :

Практические : игра, физминутка, рисование (дорисуй и раскрась, действия с плакатами.

Наглядные : рассматривание плаката, использование иллюстраций.

Словесные : рассказ воспитателя, беседа, диалог, указание, вопросы.

Игровой : использование сюрпризных моментов.

Поощрение, анализ занятия .

Материал и оборудование :

Плакаты, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия:

1. Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель сажает детей за столы и рассказывает, что сегодня мы будем играть. Для этого нам надо разделиться на команды :1ряд - это одна команда, 2ряд - это вторая команда.

Итак, ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно. Дорогие ребята, это письмо от девочки Тани и мальчика Вани, они просят нас помощь им.

Ребята, мы поможем Тане и Ване? (да)

Вот что у них случилось, мама попросила Таню и Ваню пойти с ней в лес за грибами. Пока мама собиралась, Таня и Ваня, затеяли игру в салочки.

Как вы думаете, правильно ли поступили дети? (нет)

Почему вы так думаете? (потому что дома не следует играть в подвижные игры )

1-е задание :

Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили её.

Давайте, ребята, исправим это положение.

Как это можно сделать? (можно вазу склеить)

Хотите помощь Тане и Ване склеить вазу? (да)

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает детям сложить вазу из 2 частей . Один человек из каждой команды должен сложить одну вазу .

После того как дети выполнят задание, воспитатель задаёт вопрос :

На сколько частей была разбита ваза? (на 2 части)

Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (мы сложили части )

Что больше – целая ваза или любая её часть? (целая ваза больше любой её части)

Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, Таня и Ваня с мамой пошли в лес. В лесу Таня нашла 3 грибочка, а Ваня нашёл 2 грибочка. Перед тем как идти домой Таня и Ваня решили сложить грибы в мамин пакет .

Воспитатель складывает грибы в третий пакет и подводит итог : части (показывает на меленькие мешки) сложили , соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок) .

2-е задание :

Сколько грибочков нашла Таня?

Из 1 команды выходит ребёнок и прикрепляет 3 грибочка в маленький мешок.

Сколько грибочков нашёл Ваня?

Из второй команды выходит ребёнок и прикрепляет 2 грибочка в другой маленький мешок.

Что сделали Таня и Ваня потом? (сложили всё в мамин пакет )

Воспитатель уточняет : части находки сложили в одно целое .

Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать части вместе - можно между частями поставить значок, который говорит о том, что части складывают.

Какой значок показывает, что части сложили (+)

3-ое задание :

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов.

Нас ждет физминутка!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

4-ое задание :

Таня съела 4 маленьких яблочка, а потом одно большое яблоко. Ваня съел одно большое яблоко, а патом 4 маленьких яблочка. Но Тане показалось, что Ваня съел больше яблок и они поссорились. Ребята давайте поможем Тане и Ване, и посчитаем сколько всего яблок съел каждый из них, для этого надо решить пример и прикрепить столько яблок, сколько они съели.

1. 4 яблока + 1 яблоко = 5 яблок,

2. 1 яблоко + 4 яблока = 5 яблок.

Итак, они съели по 5 яблок и им не из-за чего ссориться. Теперь они помирились и благодарят вас ребята за помощь.

Вывод : если при сложении поменять части местами, то целое не изменится.

5-ое задание :

На этот раз Таня и Ваня читали книгу и увидели, что автор книги сделал ошибку.

Ребята вы сможете исправить ошибку? (да)

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

На плакате группа картинок определите кто или что лишнее?

1. цыплёнок

2. колокольчик

Молодцы, вы отлично справились.

6-ое задание :

И я читаю следующее задание :

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

На плакате группа картинок надо дать общее название для этих картинок. Таня и Ваня, затрудняются помогите им ребята.

1. насекомые

2. деревья

Молодцы, справились с заданием.

7-ое задание :

Посмотрим, какое следующее задание нам приготовили Таня и Ваня?

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

Следующее задание называется : «Дорисуй и раскрась» .

Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

Ребята, вы выполнили все задания. Таня и Ваня вам очень благодарны за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие ?

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

А Таня и Ваня в благодарность вам за помощь оставили вот этот сундучок. Заглянем в него?

Посмотрите, это сладкие гостинцы!

Эльвира Чуксина
Конспект занятия в старшей группе «Сложение и вычитание»

Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Математическое развитие»

Тема : «Сложение и вычитание »

Программные задачи :

1)Закрепить представления детей о сложении и вычитании , тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и - .

2)тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;

3) развивать внимание, память,речь, воображение, навыки самоконтроля, мелкую моторику рук;

4) воспитывать желание выполнять действия, идти к поставленной цели, начатое дело доводить до конца.

Предварительная работа,закрепить счёт до 10, свойства фигур, работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе» ,ч. 3.

Материалы и оборудования : игрушка Зайка, карточки «плюс и минус» , 3 больших зелёных квадрата и 2 маленьких синих квадрата, счетный материал : на каждого ребенка по 5 яблок и один ежик.

Ход работы:

Воспитатель :- Ребята, сегодня мы с вами поговорим…

(стук в дверь,

Кто это? (входит Зайка, плачет) .

Воспитатель : - Зайка, что ты плачешь? Ребята, Зайка прошептал мне на ушко, что так торопился к вам в гости, что упал и у него в голове все перепуталось, он нес вам показать какие-то странные знаки чтобы вы ему помогли разобраться что это, а так как Зайка все перепутал он боится, что вообще ничего не сможет понять! (плачет) .

Воспитатель, - Ребята, может, поможем нашему Зайке разобраться что у него за знаки? (Ответы детей.)

Сможете?

Ребята, вы знаете эти знаки? (Воспитатель показывает детям «плюс» , «минус» .)

Как они называются? (плюс и минус)

Молодцы ребята! – А как нам помогает знак +? Что мы можем с его помощью сделать? («Плюс» помогает прибавить одно число к другому.)

А что делает знак «-» ? («Минус» помогает одно число отнять от другого.) - Молодцы, правильно!

Воспитатель : Зайка, ты понял, что это за знаки? (Да.)

Ребята, давайте мы с вами сначала Незнайке покажем, как прибавлять предметы друг к другу?

Дети, посмотрите, перед вами лежат 5 квадратов, посмотрите внимательно на них и скажите, какие у них отличия?

(3 больших зелёных квадрата и 2синих квадрата маленьких.)

По какому признаку вы разделили фигуры? (По цвету; по размеру)

Назовите части. (Одна часть – это 3 большие фигуры, другая часть – это 2 маленьких фигуры.)

Воспитатель раздаёт детям лист, где дети последовательно рисуют в мешках сначала 3 больших зелёных квадрата (контур, потом 2 синих маленьких квадрата (контур) и их сумму : + = + = Дети располагают карточки 3, 2, 5 над соответствующими мешками. Воспитатель дублирует действия детей на доске :

Какой знак надо поставить между числами 3 и 2, чтобы показать, что эти части надо сложить ?

(между числами 3 и 2 надо поставить знак +.)

- Сложенные вместе части равны целому (Да.)

Значит, какой знак надо поставить между суммой чисел 2+3 и числом 5? (Знак «=» .)

Прочитайте запись, которая у вас получилась. (3+2=5.)

Что должно лежать в большом мешке при вычитании ?

(Целое – все фигуры.)

Какую часть фигур возьмём сначала?

(например, 3 больших квадрата.)

Какая часть фигур останется? (2 маленьких квадрата.)

Сделайте рисунок.

Воспитатель :- Зайка, ты все понял, для чего нужны знаки «плюс и минус» ?

Зайка говорит мне, что он все понял, «плюс» нужен для того что бы прибавлять, а «минус» для того что бы отнимать, правильно ребята? (да) .

А теперь давайте немножко отдохнем и проведем с вами физкультминутку :

Вот помощники мои (Руки вперед) .

Их как хочешь поверни. (Вращаем руками.)

Покрутили, повертели (Крутим, вертим руками в разные стороны)

И работать захотели. (Сжимаем руки в замок)

Раз, два, три, четыре, пять, (Считаем пальцы на руках)

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим, (Складываем ладошка к ладошке за спиной)

На носочках выше, выше, (высоко поднимаемся на носочках)

И спокойнее подышим. (Глубоко дышим) (2 раза)

Молодцы, садитесь за столы!

– У каждого из вас, посмотрите, лежит по 5 яблок, и один ежик, сейчас вам Зайка, будет давать задания, а вы выполнять, только слушать нужно очень внимательно, иначе ничего у нас с вами не выйдет!

1-ое задание :

- Ёжику на иголки положите 5 яблок, пока он полз домой, потерял 2 яблока, ребята, сколько у ежика на иголках осталось яблок? (у ежика на иголках осталось 3 яблока) .

Молодцы!

Ребята, в такой ситуации какой можно поставить знак «плюс» или «минус» ? (минус) . - Почему? (Потому что ежик терял яблоки по дороге.)

Молодцы! Правильно!

2-ое задание :

Ежик очень расстроился, что потерял яблоки по дороге и решил вернуться и найти потерянные яблоки, вот он полз и нашел сначала 2 яблока, и у него стало сколько яблок? (теперь у ежика 3 яблока, дальше полз и нашел еще одно яблоко, сколько сейчас стало у ежика яблок? (у ежика 4 яблока) . –

Ребята, а сейчас какой использовался знак? («плюс» ).

Молодцы! Правильно!

Ребята, но ежик дополз до того места откуда он начинал свою дорогу, и яблок больше не нашел, сколько ему не хватает яблок? (одно яблоко)

– А почему одно яблоко не хватает? (Потому что, когда ежик начинал свой путь, у него было 5 яблок, а сейчас 4 яблока.)

Что нужно сделать, как вы думаете? (Добавить одно яблоко.)

А где мы его возьмем, если его нет? (Нарисуем.) - Хорошо! Давайте! 3-ие задание : Работа в учебнике- тетради («Игралочка - ступенька к школе» ,Ч. 3) №2,с. 33 «Подбери знак. Как найти целое? Как найти часть?» Воспитатель рассказывает, что иногда в книжках случаются опечатки. - Как вы понимаете это слово? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет : бывает, что в книжке вместо одной буквы печатают другую, вместо одного слова - другое. А бывает, что какая-то буква, слово или знак пропускается. Воспитатель предлагает детям посмотреть задание.

Как вы думаете, что здесь пропущено (Знаки + или - .)

Какое задание нам нужно выполнить? (Надо вставить пропущенные знаки.)

Воспитатель предлагает рассмотреть первую строчку.

Что является целым? (Два круга и три треугольника.)

Что является частями?

Почему вы думаете, что два круга и три треугольника - это целое?

(Потому что целое всегда больше частей, из которых оно состоит.)

Воспитатель уточняет : в результате выполненного действия получилось целое.

Какое действие выполнялось? (Сложение .) Дети пишут знак + в пустой клетке. - Назовите целое и части во второй строчке.

Какое действие выполнялось если в результате получилась одна из частей? (Вычитание .) Дети пишут знак «-» в пустой клетке

Зайка :

Молодцы, ребята, вы все помогли мне понять и запомнить! Большое вам спасибо! Теперь я могу возвращаться обратно к себе домой! До свидания ребята!

Воспитатель :

Ребята, а теперь давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?

Кто приходил к нам в гости?

Что такое «плюс и минус» ?

Если мы прибавляем, то какой нужен знак?

А если отнимаем? Что вам было трудно? Воспитатель говорит детям, что у них уже многое получилось, потому что, помогая другим, они научились считать, складывать и вычитать .

Айша Курбанова
Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.

Задачи :

Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме цвете предметов;

Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;

Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

Материал к занятию :

Демонстрационный –картинки птиц, кошек, зайчат, белки, орехи, геометрические фигуры (два набора, в каждом – по 1прямоугольника желтого и по 3 круга -красного, по 3 треугольника-оранжевого, 2 овала-белого, 2 круга-коричного цвета). Модели «мешков» , карточки со знаком «+» и «=» .

Раздаточный – набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры, модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила куклу Машу. Она была очень грустная и попросилась к нам в гости. Вы знаете, какая она любознательная? Её сказочные друзья загадали ей загадку, но она не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможете Маше?

Дети : Поможем.

Воспитатель : Сейчас я прочту вам загадку послушайте внимательно и ответьте .

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс» , то, без сомнения,

Это действие … (дети - «сложение » ) – слайд 1

Сегодня тема нашего занятия «сложение » . Если отгадаете загадку, то вы узнаете каким знаком выражается сложение .

А этот «крестик» каждый знает :

Сложить он цифры помогает .

Ответит каждый карапуз,

Что этот знак зовётся. (дети : плюс) - слайд 2

Воспитатель : Ребята, Маша вместе с вами хочет узнать, что такое сложение .

А хотите я вам расскажу историю?

Жил-был во дворе воробей. – слайд 3.

Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети вынесут ему крошки. – слайд 4.

Однажды утром он прилетел на рябину и видит : сидят там вот такие гости. –слайд 5. - трех снегирей

Кто это?

Дети : Снегири.

Они прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей : ««Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят : «Не гони нас воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем.» Не стал воробей жадничать. «ладно, ешьте-говорит,- а мне дети из садика хлебных крошек принесут» . Так и остались они вместе на рябине.

Сколько на рябине снегирей? (дети - три)

Сколько воробьев? (дети один)

Как можно назвать воробья и снегирей одним словом? (дети – птицы) .

Сколько всего птиц на дереве? (ответы детей - 4)

Как вы узнали (сложили )

Молодцы, правильно! Сложение обозначается знаком плюс (показ) .

Посмотрите, сколько птиц сидят на ветке. Что получилось в результате сложения ? (1воробей и 3 снегиря – всего 4 птицы)

Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 прямоугольнику и по 3 круга, карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 прямоугольник, а во второй 3 кружка. На доске все действия дублируются.

Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 прямоугольник)

Что лежит во втором мешке? (3 кружка)

- Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 прямоугольник и 3 кружка)

Что мы сделали с фигурками?

Дети : Собрали, сложили , объединили их в общий большой мешок.

Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, сложили .

Давайте еще раз вспомним все сначала.

Что было в первом мешке? (один прямоугольник) – это первая часть.

Что было во втором мешке? (три кружка) – это вторая часть.

Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .

На доске на столах у детей появляется картина

Мы получили две суммы. Равны ли они? (слева 1 прямоугольник и 3 кружка, и справа 1 прямоугольник и 3 кружка. Суммы равны).

Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).

А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :

Физкультминутка :

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

А теперь давай поиграем и решим веселые задачки.

Первая задача : Три игривых рыжих кошки

Сели рядом у окошка

Тут две кошки подбежали

Сколько кошек вместе стало? (дети – пять) .

Воспитатель : Как вы узнали (дети сложили )

Молодцы, правильно! Сложение обозначается каким знаком (дети плюс) .

Слайд -6. - Посмотрите, сколько кошек сели рядом у окошка. Что получилось в результате сложения ? (дети было 3 кошки и 2 подбежали – всего стало 5 кошек) . Правильно молодцы.

А теперь решаем остальные задачи самостоятельно. У вас на столах лежат геометрические фигуры и модели мешков. Я сейчас вам прочитаю задачку, а вы внимательно слушайте и выполняйте. Какими геометрическими фигурами мы можем заменит орехи? (дети - желтыми кружочками, а белочек (оранжевыми треугольниками, зайчат (белыми овалами, медвежат (коричневыми кругами) .

Вторая задача : Я нашел в дупле у белки

Пять лесных орехов мелких

Вот еще лежит один

Ну и белка! Вот хозяйка

Ты орешки сосчитай – ка!

Воспитатель : Ну, что у вас получилось.

Дети : Мы сложили две части и получили одно целое – шесть орешек. – слайд 7

Воспитатель : Правильно теперь вы знаете как можно получить одно целое.

Третья задача : Вот задумал еж друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат

Двух зайчат и трех бельчат

Посчитайте поскорей

Сколько у ежа гостей?

Дети : Мы сложили три части и получили одно целое – семь гостей. –

Молодцы ребята справились вы с заданием.

Итог :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Вам понравилось? (да)

Нашей гостье тоже очень понравилось. Она говорит вам большое спасибо!

Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение ) Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +) . Спасибо, ребята, вы все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект комплексной НОД по математике для старшей группы ДОУ. Тема «В сказку с тетушкой Козой» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростов-на-Дону «Школа №30» (дошкольный уровень) КОНСПЕКТ.

Конспект кружкового занятия в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание». Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Задачи: - Закреплять навыки количественного.

Конспект занятия по математике для детей старшей группы по сказке «Теремок» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закрепить количественный и порядковый счёт,порядковые числительные. 2. Сравнить предметы по величине. 3. Закрепить.

Конспект занятия по математике для старшей группы «Знакомство с числом 10» Цель. -познакомить детей с цифрой 10, учить ее записывать; -закреплять знания цифр в пределах 10? -продолжать учить ориентироваться по плану.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: